Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
1200участников
3000+наших проектов
Губернаторов будут выбирать

Губернаторов будут выбирать

25 Января 2012

Медлить с осуществлением своего президентского Послания Федеральному Собранию Дмитрий Медведев не стал. В декабре он заявил о необходимости возврата в России к прямым губернаторским выборам, а уже вчера соответствующий законопроект, подготовленный, по словам помощника президента Ларисы Брычевой, всего за месяц, был внесен в Госдуму. И это был шестой по счету вариант законопроекта, который президент и счел оптимальным.

Главный вопрос, который волновал экспертов с момента озвучивания идеи возврата к губернаторским выборам и Дмитрием Медведевым, и премьер-министром Владимиром Путиным, — насколько эти выборы действительно будут прямыми. Говорили о возможности введения так называемого президентского фильтра, когда партии представляют несколько кандидатур на суд президента, тот выбирает понравившихся ему, а уже потом жители того или иного региона определяются с губернатором из числа одобренных Кремлем кандидатов. Во вчерашнем варианте законопроекта все выглядит несколько мягче. Некое подобие фильтра все же прописано, но все рекомендации президента при подборе кандидатур не носят обязательного характера, как и сами консультации партий с главой государства. «Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом РФ, порядок проведения которых определяется президентом», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, если, конечно, депутаты Госдумы не надумают убрать всего одно слово «может» из этой фразы, сделав таким образом консультации обязательными.

Но пока, как рассказала Брычева, «для партий консультации не обязательны», то есть они не должны представлять список претендентов на губернаторское кресло. Правда, глава государства может сам позвать к себе партийное руководство, чтобы поговорить на заданную тему. Но даже после президентского «внушения» партия вправе не менять своего выбора. «Даже после консультаций с президентом они могут выдвинуть свою кандидатуру», — сказала Лариса Брычева. Такое добровольное сотрудничество президента и партий в вопросе губернаторских выборов потребовалось, по ее словам, прописать в законе, чтобы «скоординировать процесс выдвижения кандидата и предостеречь в каких-то случаях от явных кадровых ошибок».

С самовыдвиженцами, которые тоже смогут претендовать на губернаторское кресло, все одновременно и проще, и сложнее. Президенту рассказывать о своем желании возглавить субъект Федерации никто не должен. Но в отличие от партий самовыдвиженец обязан собрать подписи, число которых каждый регион определит самостоятельно. Как рассказала Брычева, на федеральном уровне отказались от идеи ограничить количество подписей неким общим процентным показателем от числа избирателей в регионе.

Сначала звучала цифра — не менее 2%, но потом в Кремле сочли правильным отдать это на откуп субъектам Федерации. Так что если регионы не установят непроходной барьер для самовыдвиженцев, в чем, как уверена Лариса Брычева, нет никакого смысла, они, в отличие от партийцев, смогут без всякого президентского участия вступить в предвыборную гонку.

Впрочем, у президента будет достаточно возможностей, чтобы не согласиться не только с партиями, но и с выбором жителей региона. Глава государства сможет отрешить от должности губернатора в связи с утратой своего доверия в любой момент исполнения им своих обязанностей. Оснований, по которым президент может отозвать губернатора, будет два, и оба — коррупционного характера: выявление фактов коррупции и неурегулирование конфликта интересов. Определять наличие последнего, возможно, будет президиум Совета при президенте по противодействию коррупции, возглавляет который глава администрации.

Остальные губернаторские «шалости» — как шутят в Кремле, «если губернатор водку пьет и на работу не ходит» — президентским гневом ему не грозят. Но вполне могут стать причиной отставки, только уже по инициативе граждан или Законодательного собрания. Такая процедура требует участия судов в процессе отрешения от должности. Если суд сочтет доказанным ненадлежащее исполнение губернатором своих функций, то процедура по отрешению руководителя региона, в соответствии с местным законодательством, будет продолжена. Единственное ограничение в этом случае — нельзя затевать отставку губернатора, если он проработал менее 1 года в своей должности. Но это ограничение не распространяется на президентское недоверие — оно может быть выражено в любое время.

Впрочем, президентское недоверие — не приговор. Экс-губернатор может оспорить это решение в Верховном суде. И ничто не мешает ему принять участие в следующих же выборах, сразу после его отставки. Отрешение от должности «не относится к числу юридических оснований, которые запрещают кандидату баллотироваться», — сказала Брычева. В законопроекте нет ограничений по количеству губернаторских сроков, длина которого составит 5 лет. «При всяком переходе с одной системы на другую возникает вопрос, какой срок считать первым, вторым и так далее. Сейчас с системы наделения глав регионов полномочиями мы возвращаемся вновь к системе выборов. Мы ничего ограничивать не стали, потому что иначе возникнет путаница среди глав регионов, у кого какой срок», — пояснила такое решение Брычева.

Нет в законопроекте и верхней возрастной границы для кандидата в губернаторы (нижняя — 30 лет). На пост губернатора смогут также баллотироваться и те главы регионов, которые приходили на свой пост по прежней системе наделения губернаторскими полномочиями. И те, кто по тем или иным причинам ушел в последние четыре года со своих губернаторских постов. А таких было немало. В течение своего президентского срока Дмитрий Медведев значительно обновил губернаторский корпус. Некоторые региональные начальники уходили даже со скандалом, и теперь имеют возможность вернуться — если, конечно, население будет готово за них проголосовать.

Не исключено, что проголосовать на первых прямых губернаторских выборах можно будет уже этим летом-осенью. Как рассказала Брычева, раньше мая документ принять не удастся, поскольку он относится к совместному ведению, а значит, законопроект дважды на 30 дней отправится в регионы за отзывами. После его вступления в силу — с момента публикации в «РГ» — назначается дата выборов у тех «счастливчиков», у которых заканчивается срок истечения полномочий. А дальше — трехмесячная предвыборная кампания и выборы.

Впрочем, регионам дается два месяца на приведение своих законодательных норм в соответствие с вновь вступившим в силу (поправить местные законы о выборах). В идеале они должны также прописать процедуру отзыва губернаторов, но без нее все-таки какое-то время можно обойтись, ведь отзывать нового губернатора регионам можно будет только через год. И в эти два месяца, пока субъекты займутся своими законами, возникает определенная правовая сложность — назначать по старому порядку губернаторов уже нельзя, а новый — еще не работает. В Кремле не исключили, что на этот период для тех регионов, где губернатор закончит свою работу, решение по региональному начальству будет приниматься указом президента. Но только на период в 2 месяца.

Как рассказала Брычева, Кремль будет просить Думу рассмотреть законопроект о губернаторских выборах в пакете с другими недавними президентскими инициативами, озвученными в Послании президента и внесенными в Госдуму — по численности партий и сбору подписей. Вчерашний законопроект, тесно увязанный с двумя предыдущими, стал уже третьим, но не последним из «списка» политических реформ, которые Медведев представил в своем Послании. На очереди инициатива по 225 избирательным округам, которая может появиться в окончательном варианте 10-15 февраля. Возможно, для реализации всего задуманного президентом, даже получится новый закон о выборах депутатов Госдумы.

Эксперты «РГ» прокомментировали президентские инициативы, касающиеся выборов губернаторов

Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика», депутат:

— Я бы отметил то, что президент достаточно быстро и последовательно претворяет в жизнь основные положения своего Послания, переводя их в конкретные законодательные инициативы.

В принципе, законопроект, который вносится в Госдуму, не является совсем уж безфильтровым, поскольку вводится поствыборный институт отзыва губернаторов со стороны президента. То есть сам по себе — это достаточно серьезный фильтр, и все будут думать не только о выдвижении кандидатов, но и о том, что президентский контроль все-таки существует, пусть он и заработает несколько позже.

Вторым фильтром являются сами партии, поскольку ясно, что выдвижение от них проще, и основные кандидаты будут делать все возможное для того, чтобы выдвинуться от партий, а те, естественно, начнут отбирать людей, за которых не придется потом краснеть.

Конечно, поправок к этому законопроекту в ходе трех чтений будет очень много, может быть, и в том, что касается так называемого фильтра. Скорее всего, обсуждение документа вызовет ожесточенные дискуссии, поскольку он находится в центре общественного внимания, помимо того, что затрагивает большую часть, если не всех депутатов. Но, учитывая важность вопроса, Дума должна рассмотреть его достаточно быстро.

Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:

— Этот законопроект — безусловно, шаг вперед по сравнению с тем, что имеется сейчас. По сути, ответственность за деятельность губернатора теперь будет лежать на тех гражданах, которые его выбрали, и в этом главный плюс президентской идеи.

Идея с фильтром, судя по всему, ушла в песок, и в этом плане Медведев вполне последователен. Теперь многое зависит от того, как пойдет рассмотрение документа в Госдуме. Не думаю, что споры будут большими, поскольку ситуация сейчас не в пользу «единороссов». Оппозиционные партии, конечно, будут стараться максимально сохранить то, что сейчас есть в законопроекте, и от их позиции зависит немало. А «Единой России» во многом придется идти навстречу своим политическим конкурентам, ведь она должна как-то продемонстрировать, что учитывает общественные настроения. Принимая во внимание те сигналы, которые идут от общества, власть обязана продемонстрировать быструю реакцию. Надеюсь, что до президентских выборов законопроект будет принят.

Ростислав Туровский, вице-президент Центра политических технологий:

— На мой взгляд, Медведев последователен в том, что пытается сохранить за собой имидж либерально настроенного политика, политика-реформатора, продвигающего демократические реформы, и планомерное претворение этого законопроекта в жизнь — еще одно тому подтверждение.

Конечно, было бы очень плохо, если бы присутствовал какой бы то ни было фильтр, поскольку тогда бы выборы превратились в фарс, с предварительным отбором кандидатов и манипулятивным характером того списка, который проходит через фильтр, а затем бросается гражданам. Они бы просто не восприняли такие выборы, как демократические.

Ну, и, конечно, нельзя исключать то, что фильтры предложит Госдума, а это может исказить основную идею законопроекта.